Канон как эталон щипковых музыкальных инструментов.

Канон - немного истории

     

Канон(Qanon)-восточный,струнно-щипковый музыкальный инструмент,известен со средних веков и широко распространён во всём мире. Существуют некоторые разновидности этого инструмента,такие как: китайский «гунн-джи»,европейская «цитра», «арфа»,персидский «сантур»,русские «гусли» и т.п. В средневековой Армении, канон назывался «сагмосаран». Это название можно найти в историографии Фавстоса Бюзанда 5в., в произведениях Грикора Нарекаци 10 в.и в др. источниках. Само название- канон, возможно, инструмент получил от греческого «kanon»- норма,образец, правило. Нормой считается многоголосное произведение в котором все голоса исполняют одну и ту же мелодию поочерёдно, первый голос называется пропостой, а остальные, повторяющие пропосту, риспостами. Канон по настоящее время продолжает являться одним из основных армянских народных инструментов в Армении. 


Культура исполнения на каноне стала бурно развиваться с начала 20-ого века,когда на нём играли исключительно мужчины и связана с такими именами,как Гарегин Хандикян,Согомон Алтунян.С 1951-ого года армянская классическая школа канона переживает ещё больший подъём связанный с именем такого виртуоза как Хачатур Аветисян, который своим блестящим выступлением в Берлине представил свою версию «Танец Анитры» Эд.Грига,чем вывел канон на новые высоты и после чего этот инcтрумент получил международное признание.А его первая ученица Анжела Атабекян подняла планку исполнительного искусства ещё выше,после чего канон становится истинно женским инструментом.

С конца 20-ого века 
армянская музыкальная культура переживает очередную революцию в лице талантливейшей канонистки, композитора и виртуоза -Цовинар Ованнисянкоторая задает новейший стиль исполнения не только при помощи плекторов, но и всеми десятью пальцами. Этот стиль позволяет выдавать виртуозные классические композиции в сольном исполнении, преобразовывая канон из сугубо народного в современный струнный инструмент. Его мелодичность, в последнее время, притягивает все больше и больше юных дарований,  желающих овладеть этим по истине уникальным инструментом.

Именно под руководством Хачатура Аветисяна и Анжелы Атабекян мне выпало счастье делать свои первые шаги в освоении 
канона,а в последствии,оттачивать свое мастерство совместно с Цовинар ОваннисянГоржусь,что моя судьба пересеклась с такими величайшими мастерами.

 

Послушать партию канона в оркестре >>

                     в сольном исполнении >>                              Искуи Микаеловна

                                                                                                                     преподаватель музыкального инструмента Канон, стаж-18 лет.